Истоки национальной литературы (мифология, фольклор)


Крайний Север – дом коренных народов Ямала. Тысячелетиями они проживают на этой холодной земле, в экстремальных климатических условиях. Памятники их письменности – если они были – не сохранились. Первая ненецкая сказка «Вада хасово» опубликована в Тобольске в 1787 году. До этого времени культурное наследие передавалось из уст в уста. А ещё при помощи орнамента. По одежде коренного жителя Севера и узорам на ней и поныне можно узнать, из каких он краёв, к какому роду-племени принадлежит. В мифах, легендах ненцы, ханты, селькупы выразили главную черту своего ощущения мира – священное, трепетное и очень ответственное отношение к природе.

Конец XIX – начало XX вв.


В конце XIX – начале ХХ веков начинается новый этап в развитии культуры северных народов. П. А. Попов создал первый остяко-самоедско-русский словарь, а также первые переводы отдельных частей Библии. В 1890-х годах появились первые буквари на ненецком и ханты языках (автор – И. Егоров). Главным же просветителем Обдорского края называют отца Иринарха, в миру И. С. Шемановского. В годы его работы в Обдорске появились пансионат для коренных жителей, миссионерская школа, библиотека, архив и краеведческий музей. В советское время на Ямале развилась целая сеть культурно-просветительских учреждений: множество национальных школ, изб-читален, красных уголков, радиоустановок, туземных домов, пунктов ликбеза, в которых все взрослые после работы должны были обучаться грамоте. Началась активная работа по разработке национальных алфавитов.

1930-е – 40-е годы XX века


Первая авторская ненецкая литература представлена драматическими произведениями. Ненец Иван Ного написал агитационные пьесы «Тадебя» и «Вавле Ненянг», выступающие против царского режима. В 30-е годы прошлого века в Салехардском педагогическом училище издаётся рукописный журнал «Искры Ямала». В нём появляются первые произведения Ивана Истомина, которого сегодня называют основоположником ямальской литературы.

1950-е годы


Продолжается активное изучение ненецкой культуры. 1953 год ознаменован двумя важными событиями. На Ямал с экспедицией по изучению говоров ямальских и тазовских ненцев приезжает кандидат исторических наук, этнограф Людмила Хомич; выходит первый поэтический сборник на ненецком языке Ивана Истомина. Через два года И.Г. Истомина принимают в Союз писателей СССР. В этот же период он открывает самобытный литературный талант будущего поэта и писателя Леонида Лапцуя.

1960–е годы


В 60-е годы прошлого века в свет вышли сборники поэзии на национальных языках: на ненецком – Ивана Юганпелика и Леонида Лапцуя, на хантыйском – Романа Ругина. В 1961 году под Ленинградом прошла первая Всероссийская конференция литераторов народностей Севера и Дальнего Востока, в которой приняли участие Иван Истомин, Леонид Лапцуй и Прокопий Салтыков. Уже в следующем году в Салехарде состоялось первое региональное совещание молодых поэтов и прозаиков Обского Севера. Итогом этих двух мероприятий стали сборники «Север поёт» и «Северные россыпи». В 1963 году Иван Истомин и Леонид Лапцуй вошли в профессиональную организацию «Содружество тюменских писателей».

1970 – 80-е годы XX века


1970-80-е годы можно назвать десятилетиями «разведочных» очерков и публицистики, восторженных стихов и поэм, рассказов, рожденных по горячим следам событий, опубликованных, как правило, в газетах и коллективных сборниках. Освещаемые события связаны с эпохой открытия нефтегазовых месторождений. Первым открыли Тазовское месторождение - в 1962 году, затем последовали крупнейшие в мире Уренгойское, гигант мировой величины Медвежье и другие. До 1970-х годов на Ямале был один город – Салехард, а в 70-80-е годы ХХ века появляются современные благоустроенные молодые нефтегазовые города – Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский. Эти города заселяют не только работники специальных предприятий, но и педагогические, медицинские работники, специалисты учреждений культуры и журналисты. Отсюда и новые имена в литературном мире: Фелорив Богдан Михайлович (г. Губкинский), Порядин Михаил Евгеньевич (г. Муравленко), Виталий Котов (г. Ноябрьск) и др.

1990-2000 годы


Эпоха зрелости ямальской литературы, избавление от комплекса ученичества – именно в этом период появляется критический взгляд на советские ценности и в частности на русский мир в целом. Этот период ямальской литературы ознаменован новым «вздохом»: местные писатели переосмысляют исторические события прошлых веков, обращаются к ранее запретной теме политических репрессий, освещают ранее неизвестные события Великой Отечественной войны.
Открывает период выход в свет главной повести ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги «Молчащий», где она вводит трагедию своего народа в «общемировой и даже вселенский контекст

Конец XX начало XXI в


Современная ямальская литература стилистически и жанрово разнообразна. Может удовлетворить эстетические запросы как тех, кто интересуется сверхсовременными течениями в литературе, так и тех, кто ещё достаточно консервативен», - пишет Наталия Цымбалистенко, известный ямальский литературовед. Период современной ямальской литературы ознаменован обращением к исторически важному периоду в истории России – Великой Отечественной войне. Сергей Шулинин в двухтомнике «Ямальский мемориал арктических летописей» рассказывает о малоизвестных событиях военных действий в Карском море. Важную тему вклада коренных народов в Великую Победу поднимает Зинаида Лонгортова в повести «Хон Юш». В произведении на примере своей семьи рассказывается о подвиге хантыйского народа, обогревшего сотни детей разных национальностей. Важным событием в истории ямальской литературы стало учреждение Литературной премии Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году.